Оглавление

Как избежать типичных ошибок при использовании No-Till?

Все больше аграриев на Юге России и в Поволжье переходят на технологию «нулевой обработки» (No-Till). При этом, несмотря на растущую популярность этого направления, ни российская наука, ни практика пока не могут похвастать грандиозным опытом в No-Till. Как подобрать технику? Как высевать семена? Как организовать севооборот? «Рынок АПК» разбирает типичные ошибки – опираясь на опыт компании «Агромир» и наблюдения доктора сельскохозяйственных наук, профессора Ставропольского НИИСХ Виктора Корнеевича Дридигера.

 

Добивайтесь равномерного распределения пожнивных остатков

Это может прозвучать парадоксально, но No-Till как эффективная технология начинается с грамотной уборки предшественника. Правильная настройка комбайна даст преимущества и позволит избежать многих проблем в будущем. Просто надо соблюдать основные правила уборки и управления растительными остатками:

  • равномерное распределение растительных остатков;
  • минимальное измельчение растительных остатков;
  • максимальная высота среза культуры.

Добивайтесь распределения остатков на ширину жатки, избегайте образования валков, не оставляйте куч на краях поля. При посеве валок, оставленный комбайном, приведет к заминанию остатков в семенное ложе, попаданию семян в провокационную влагу и азотному голоданию растений.

Виктор Корнеевич Дридигер рекомендует оборудовать комбайны половоразбрасывателями: «Там, где лежит полова, ни одно семя не прорастет», – говорит он.

 

Ни в коем случае не останавливайте комбайн при уборке

Как только комбайн останавливается, на поле образуется кучка земли и пожнивных остатков; как только он трогается с места – невольно взрыхляет верхний слой почвы. Из-за этого разрушается та многолетняя структура почвы, уничтожаются созданные дождевыми червями капилляры – а значит, и все усилия по культивированию плодородного слоя, к которым в конечном счете и сводится No-Till, идут насмарку.

«Комбайн должен разгружаться на ходу, а автомобили не должны заезжать на поле ни при каких обстоятельствах, поскольку они уплотняют почву», – говорит Виктор Дридигер.

 

Не торопитесь при посеве

Дождитесь оптимального состояния почвы и сейте, ваше терпение окупится. Это же касается и скорости посева – 6–9 км/ч (6–7 км/ч для широкорядных культур и 8–9 км/ч для узкорядных. Имеет смысл установить системы контроля, которые позволяют дистанционно контролировать скорость движения сеялки, норму высева семян и некоторые другие параметры. Превышение рекомендованной скорости посева, помимо выбрасывания комков почвы и нарушения структуры, отразится на распределении семян.

«Имейте в виду, что купив сеялку, вы еще не стали “ноутильщиком”. Вы только начнете понимать, какая сеялка вам нужна. По требованиям к сеялкам я задавал вопросы в Аргентине, Какие должны быть рабочие органы? Аргентинские фермеры почти повсеместно отказались от монодисковых сошников. Проблема в том, что монодиск не прорезает почву с желательной глубиной. Вместе с тем, если увеличить усилия для лучшего прорезания почвы, то увеличивается глубина посева. Поэтому, наиболее оптимальным сегодня является конфигурация в виде колтера, сошника из сдвоенных дисков, лучше всего в тандеме с колесом регулирования глубины, и далее- прикатывающие колеса», – рассказывает ученый.

 

Не срезайте растения ниже, чем на 25–30 см

По технологии No-Till ключевым достижением является не столько высокая урожайность, сколько большое количество соломы. А это значит, что лучше часть урожая потерять из-за высокого среза, но сохранить на поле больше пожнивных остатков – благодаря этому спустя годы плодородие начнет медленно, но верно восстанавливаться.

Высокая стерня – не только прекрасный барьер для задержания снега, но и препятствие для выдувания почвенной влаги ветром, способ уменьшить движение потоков воздуха. Прятаться от ветра лучше в лесополосе, нежели в чистом поле.

Оптимальная техника для выполнения этого условия – очесывающая жатка. Тем, у кого очесывающей жатки нет, рекомендуется максимально поднимать обычную жатку, чтобы делать высокий срез. И первый, и второй способ уменьшает нагрузку на комбайн, сокращает расход дизельного топлива, увеличивает скорость и качество уборки.

«Кормит нас в конце концов не озимая пшеница, а подсолнечник или кукуруза, поэтому озимую пшеницу необходимо воспринимать прежде всего как идеального предшественника», – считает ставропольский исследователь. Он добавляет, что на поле, возделываемом по No-Till, не должно быть видно ни пятнышка черной почвы: только солома.

 

Избегайте даже самой незначительной обработки

No-Till – это именно что «нулевая» обработка, поэтому каждый лишний проход по полю сводит все ваши усилия на нет. Нельзя уничтожать сорняки, измельчать растительные остатки, даже проезжать по полю на тракторе.

Не создавайте ненужного и вредного уплотнения. Для восстановления почвы после проезда КамАЗа, груженного зерном, нужно не менее трех лет! Планируйте уборку так, чтобы комбайны разгружались на краю поля, а сев – чтобы никакие дополнительные проезды по полю не потребовались.

 

Мнение

Главный агроном ООО «Добровольное» Андрей Николаевич Горбенко:

– За семь лет работы с No-Till у нас ни разу не было повторов. Иногда причины возникающих сложностей были климатические, как, например, осенью 2010 года, когда выпало 100 мм осадков, и мы не могли выйти с техникой в поле. Иногда возникают проблемы биологические, связанные с вредителями, болезнями растений. Но для каждой ситуации всегда можно найти нужное решение. Было бы желание.

Бытует мнение, что при этой технологии не нужно много удобрений. Это я могу назвать первой нашей ошибкой. В 2008 году мы посеяли пшеницу сорта Ермак по кукурузе на зерно. Весной внесли 145 кг аммиачной селитры и получили урожайность 55–57 ц/га. От радости мы хлопали в ладоши. Однако на следующий год урожайность просела до 25 ц/га и ниже. Причина- повреждение посевов хлебной мухой и недостаток питания.

Мы четко увидели, что азот, как никакой другой элемент в технологии прямого сева, выходит на первое место. Однако в аммиачной селитре коэффициент использования азота составляет всего 60 процентов. Поэтому мы перешли на применение жидких форм азотных удобрений, таких как КАС-32 с коэффициентом 85%. Практически на всех культурах мы вносим «Амофос» марки 1252 как стартовое удобрение, а затем обрабатываем поля КАС-32.

Минимальные дозировки по озимой пшенице – от 200 кг не разбавленного водой КАСа. Отмечу, что если температура до 15 градусов, чистый препарат нареканий не вызывает.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос